Первый раз, когда я услышал, что Сергей Михайлович [СМ] – тяжелый в общении человек, я это не воспринял серьезно. Это бы сильно ничего не изменило, но зря я так просто отнесся к этому.
Первый раз, когда я увидел Сергея Михайловича – я понял всю сакроментальность выражения «тяжелый человек». Кто не видел – поясню – он оживший во плоти, образец советского алкоголика. Невысокого роста, невнятной пропорцией тела, а также гордый обладатель красного носа, как и большинство его коллег по алко-партии.
Нам он был представлен как главный человек по ИТ в доме отдыха подстоличного региона. Впоследствии выяснилось, что сей символ страны советов, по совместительству является ответственным за весь технический персонал всей базы отдыха.
Мы общались с 4 индивидами совершенно разнообразных профессий и национальностей. При общении с подаванами СМ, мы выяснили, что в этом прекрасном доме отдыха существует собственная система имен-логинов. Например, человека, который ответственный за настройку Wi-Fi точек, освещение и чего-то еще (весь список талантов нам не был предоставлен), зовут Димой, но по паспорту он Ашот. Посмеялись, забыли. Но следующий человек, работающий в Котельной, порадовал еще больше. Его логин был – Котел. Настоящее имя мы так и не выяснили.
Это было наше первое знакомство с флорой и фауной базы отдыха.
Трудности перевода
Дальше – больше. Еще в феврале стали говорить о возможностях интернета на этой площадке. Сначала просто догадывались, что интернета там нет, потом узнали что есть. Вопрос оставался в скорости.
И вот, чудным февральским днем поехали на площадку. Впечателение было противоречевое. Розовые здания, зеленые крыши, некие рыцари в холах, непревзойденное сочетание минималистично-кафельного с чудесными шторами сине-красно-зеленого цвета, с претензией на барокко эпохи перестройки. В общем, непередаваемые ощущения.
Ожидание СМ в фойе, вместе с чудными запахами совдеповских санаториев открыло нам тайну, покрытую мраком до этого момента – провайдер поведал о возможностях интернета на площадке. Выводы были мягко говоря, неутешительные: приходит 1 провод из уездного города X и 2 провода из Y. Смех в том, что каждый шнурок – это 12 км меди. Итогом такого замечательного решения стала скорость – 8 Мбит с трех входов, да и то, не сильно гарантированных.
Выслушивая СМ о том, что у них «интернетов» сколько угодно, вот только незадача – он их может раздавать только каналами по 2 Мбит. Пытка апельсинами продолжалась долго, но правду мы так и не выяснили.
Через некоторое время выяснилось, что понятие канала у нас, белых людей, несколько отличается от понятия, принятого во вселенной СМ. Разница оказалась в математике: мы считали, что если умножаешь 100*2 Мбит, ты получаешь 200 Мбит, но СМ сказал, что 100*2 = 2. Как –то так.
Дальше появился ужас, летящий на крыльях ночи, который каждую новую неделю приносил все более и более интересный новости, как то:
- Нас пускают в серверную для размещения коммутационного оборудования
- Нас просто не пускают в серверную.
- На площадке 20 Мбит
- На площадке 8 Мбит.
Ну и в таком духе, каждую неделю информация менялась. Мы стали искать провайдера, который смог бы сделать интернет на данной площадке. Стали приезжать толпы людей только с одной целью: узнать, раздают ли там интернет, или есть возможность добыть его из земли или из воздуха.
После того, как невозможность выдать площадкой 20 Мбит стала не просто очевидной, а фактом, произошла эскалация конфликта, что не понравилось никому, кроме нас.
Добытчики
Заблудившись по дороге, мы приехали на место. Встретили нас не сильно дружелюбно, но не побили внушительные охранники на входе – это тоже было неплохо. После осмотра площадки подтянулся добрых дел мастер – широко известный в узких кругах человек, который могу желающим сделать интернет из воздуха.
После любезностей и расшаркиваний, выдвинулись в комнату переговоров, которая была обствлена в лучших традициях и представлениях о криминальной России. Дорогая мебель, которая абсолютно не сочиталась друг с другом, целый шкаф выпивки. На столе красуется пепельница из малахита, на которой написано, что она – подарок президенту владельцу сего богоугодного шалмана от неких силовых структур. На стене целый набор фотографий из серии: «я в …» и «я с …».
Кроме некого «я» на фотографиях присутствовали Путины, танки, собаки, кабаны, горы, опять танки и т.д. Чтобы окончательно подчеркнуть значимость данного персонажа для нашей истории висели грамоты, что этот президент еще и почетный выпускник МГУ, а также член попечительского совета МГУ, да и вообще все им гордятся.
Найдя себе места и обустроившись на них, стали наблюдать суету взволнованного СМ, который стал оправдываться в лучших традициях «Фетиля», что он не понимает, почему при предъявляем к нему претензии – он же все нам дает, тонны интернета, килограммы оптики и вообще он молодец. Но когда мы перешли к фактам… все стало еще хуже.
Не смотря на положительность СМ он не хочет пускать нас в серверную, потому что счет еще не проплачен, но худо-бедно, он пообещал нас запустить в некоторую комнату, в которую будут заведены прямые шнуры со всех необходимых нам залов, 3 прямых шнура интернета. Комната должна была бы находиться в 1-м корпусе. Запомнили.
Сидевший рядом мастер воздушного интернета всем своим выразительным лицом показывал, что пора прекращать столь продолжительную и невнятную беседу, и двигать осматриваться. Внимая его мольбам, мы отправились на крышу искать возможности найти место над лесом, чтобы увидеть близлежащие города. Это не удалось, и все распрощались, наградив СМ парой ласковых.
Немного отступаясь, хочется отметить, что на площадке невозможно было поймать никакого нормального интернета через радиорелейку, несмотря на все 3 представленых провайдера.
Вернувшись к проджект-менеджеру узнали о том, что, со слов финансового директора богодельни, перед которым блеял СМ, не получиться «притянуть его за слова». А гарантийное письмо не положено цитата: «не надо притягивать его за бумажку». Очень позитивный человек, что и говорить. Это означало, что интернет нужно добыть – ибо денег не вернут.
Немудрено, что после подобных встреч, митинги по мероприятию превращались в мои басни. Обстановка накалялась. Конференция приближалась.
Lord of the Flies
Суматоха стала нарастать и мне, наконец-то выдали 30 ноутбуков и специально отведенную комнату для меня.
И вот. Первое, что мне пришло в голову – так это использовать корпоративные розетки, в которые по PXE пускался через WDS нужный мне образ. И тут снова я встретил но: в той переговорке, где я обитал вместе со всем этим сокровищем, не было ни одной розетки, которая была бы закоммутирована. Для меня это было огорчением, и ,будучи порядочным человеком, решил написать заявку в службу поддержки. Первый ответ я получил с сообщением о том, что я не туда написал. Переписал. Как лирическое отступление: сообщение о том, что заявка моя рассматривается, получил через неделю после окончания конференции.
Делясь в курилке с коллегами своими бедами, кто-то упомянул WDS сервер снова, и я впал в задумчивость еще на несколько сигарет. Пришел в себя я уже с сервером, подходя к комнате. В первый же день я задеплоил сервер, поднял домен, настроил DHCP, DNS и даже попробовал залить машину через WDS.Единственный образ, который у меня был под рукой – корпоративный образ. Он оказался просто огромен – около 22 Гб, и все драйвера заливались скриптами. Мне это не понравилось, и на следующий день я решил пересобрать этот образ. В порыве разархивирования и всего подобного, я решил задуматься: а на сколько правильно использовать внутренний образ для внешнего использования? Да и к этому, образ-то мягко говоря, коряв для моих целей. В этих раздумьях мне смог помочь товарищ, предложивший использовать vanilla образ.
Стал пробовать. Установил систему, залил драйвера (позже прокомментирую), поставил офис, все проверил. Потом захватил образ, залил его на сервер. Деплоймент полученного счастья дал положительный результат и я доволный пошел домой. В силу не то чтобы природной лени, но для экономии времени, я решил использовать офис из корпоративной сборки. Плюсы на тот момент мне казались очевидными: без KMS сервера он мог работать 1 месяц, скачивать его не нужно было (у меня был разобраный по запчастям корпоративный образ), ну и в целом он выглядел крайне надежно и убедительно. Это было первое, о чем я пожалел позже.
Когда же на следующий день я решил залить на часть компьютеров полученный образ, я был очень счастлив полученным результатом. Все работало именно так как хотелось, поэтому с конвеера заливки сошло разом около 10 ноутбуков.
Тем временем приехали серверы из Intel. Героически погрузив сервера я, вместе со специально обученным менеджером по перемещению грузов, привез их в свою волшебную комнату. В этот же день, мы решили снова съездить в туда.
Стали происходить страшные изменения. СМ терроризировало огромное количество провайдеров. Дело в том, что буквально за несколько дней до нашей поездки появился чудный провайдер Ростелеком, учитывая, что мы уже общались с местным (Одинцовским) отделением этой организации, мы знали – они не смогут сделать нам интернет быстрее. И вот, позвонила девочка из оной конторы и сказала, что они могут пробросить последнюю милю радиорелейкой, но все равно требуется провести тестирование. Более того, они обещали дать 30 Мбит, а может, и больше.
По дороге обсуждали, сможет ли, все-таки, СМ сдержать свои обязательства. Стоял замечательный день весенний день, и солнышко ласково нагревало машину без кондиционера в пробке на Новорижском шоссе мы медленно, но верно потели и приближались к своей цели. Через 5 километров пробки взору открылся пейзаж с праздно перевернутой Газелью – первопричиной затора. Высказав замечания по поводу неловкости одинокого и беспричинного перевертыша, мы добрались до места.
На входе нас встретил по привычке радостный человек, который гордо стоял перед надписью «Объект охраняется полицей». Сказав волшебный пароль «Мы к СМ» наши телеса попали на покоренную полицейскими территориями. В хорошую погоду даже эта оккупированная зоны предстала нам свежей, умытой и гораздо более радостной, нежели обычно. Но еще больше оптимизма нам доставила созерцание картины СМ, сидящего и греющегося на солнышке, с самым что ни на есть беззаботным выражением лица.
После стандартного приветствия, мы были несколько удивлены следующим диалогом:
– А что это вы приехали? Интернета-то, все равно нет, – радостно сказал наш собеседник.
– Эм… Ну мы же договаривались, что у нас будет интернет. Сегодня мы хотели увидеть все ваши каналы… – задумчиво и озадаченно сказал я.
– Так это Ростелеком там сейчас все чинит. Они оптику прожигают… – радостно и гордо сказал СМ. Я давясь смехом пытался сделать более серьезное лицо:
– Это как?…
Тут СМ решил показать, что он реально сечет тему:
– Ну как, вы не знаете как оптику прожигают?!..
– Нет, – меня уже просто начало разбирать от смеха, – Я знаю, как оптику оконцовывают и муфты ставят, а вот как ее прожигают – нет… Ладно, можно с ними поговорить?
– Можно конечно, только они в шахте, ну бункере, там телефон не берет… – я уже даже не скрываю улыбку.
– А можно до них добраться, – Васе тоже стало интересно.
– Можно конечно! Это километров 15 туда, – и СМ указывает направления, – только вы туда не попадете, там же дверь..
Было еще несколько вопросов про возможность объявлений по их громкоговорителям. Оказалось, что это крайне нетривиальная задача для данного заведения.
Также была затронута больная тема сметы, и с легкой руки СМ сказал, что оборудование в серверную он не даст нам поставить, аргументировав это тем, что мы не выкупили их ЛВС вместе с интернетом. Это очень обеспокоило, и на вопрос, сколько же мы должны заплатить, чтобы нас запустили бы в серверную, он сказал, что 500 т.р. Эта сумма в 2 раза превышала первоначальную сумму.
На сей оптимистической ноте мы решили расстаться и отправились обратно в свой бизнес-центр класса А+.
Начало конца
Наконец-то вернулся к своим ноутбукам и решил продолжать процесс деплоймента. Сделав 2 образа, для 2-х разных типов ноутбуков начался процесс заливки. На каждой машине с помощью unattended.xml устанавливался пароль, включались необходимые учетные записи, раздавались права, ну и стандартный набор параметров для того, чтобы установка не отвлекала назойливыми вопросами.
Самым важным упущением по итогам мероприятия было то, что я не активировал сразу же все машины, на это, конечно же были веские аргументы: свою машину по корпоративным политикам я не мог сделать шлюзом, а розетки мне не включили. Дальше я очень пожалел, но пока что я с чистой совестью заливал все машины.
В конце недели я провернул следующую махинацию, дабы обеспечить свою микро-сеть интернетом, я взял гостевой пароль, назначил один из залитых ноутов шлюзом, и через расшаренное подключение выдал всем ip-адреса с помощью DHCP сервера. Схема была смешна мне самому, но она работала.
Сразу после этого, у меня уже были готовы все машины и я решил начать их активировать. И тут мне вернулись последствия моей лени: Windows активировался замечательно, а вот Office 2010 даже не запускался. Сначала я подумал, что это только локальная проблема, но потом я запустил еще несколько 64-х битных машин, увидел на них такую же проблему. Запустил 32-х битную. Все активировалось. Бросился искать, в чем может быть проблема. Technet и Google убеждали, что этого не может быть. Я стал запускать чудный офисные скрипты, дабы понять, есть ли еще trial период у меня. Мне было честно сказано, что у меня осталось 23-24 дня. Удивлению моему не было предела.
Спустя нескольких часов абсолютно непродуктивного изучения инетрнета и непонятных шаманских действий с протухшим офисом я запустил несколько офисов. Теперь стал вопрос их активации. MAK ключи не подходили к этой версии, что было, опять же, крайне удивительно для меня. В силу того, что у меня не было розеток для проверки теории активации посредством KMS сервера, я решил пойти нечестным путем: запустил mini-KMS (это своеобразный кряк, который запускает KMS сервер на 127.0.0.1). Попросив Стива Баллмера не сильно меня ругать, я попробовал активировать. Все прошло успешно. Потом я попробовал аналогичные шаманские действия на машинах с дохлым офисом. Пара машин все-таки заработала таким образом, остальные – нет. 32-х битные машины работали вообще без нареканий, они все корректно активировались и работали.
Следующий день я так же провел в исследовании проблемы, и как итог, из 20 64-х битных ноутов 7 кое-как заработали. Меня подобная статистика не радовала никоим образом, и было принято единоличное решение сделать другой образ для заливки.
До мероприятия оставалось около 2-х недель.